БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ, ПЕРЕПЛАНИРОВКАМ В МУРМАНСКЕ?
Автор идеи:
Проект vk.com/oooprojekt
Дата публикации: 13 марта 2017
Статус:
Новая
120
4
0
Обращение к жителям города Мурманска и Мурманской области, с давно наболевшим вопросом, касающимся переустройства и перепланировки жилых помещений.

Ниже, сформулирована тема, состоящая из двух наиболее актуальных на сегодняшний день проблем, касающихся перепланировки жилых помещений.

Просим Вас, рассмотреть данное обращение и способы их решения. Предлагаем в комментариях к данной инициативе, высказывать свои замечания, предложения и идеи.


Тема:        1. «Переустройство и (или) перепланировки жилых помещений,  расположенных в существующем жилищном фонде города Мурманска и Мурманской области».

  1.1 «Устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных (блочных) жилых домов».

  1.2 «Согласование проекта переустройства и (или) перепланировки в жилых домах являющихся объектами культурного наследия».

  1.1 «Устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных (блочных) жилых домов».

 С 16 июля 2010 года, администрация города Мурманска, в лице Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, отказывает в согласовании перепланировки жилого помещения (квартиры), если проектом предусматривается устройство проема в несущей стеновой панели.

 Данное решение принято,  в связи с исключением пункта 2 (изменения от 16.07.2010 N 1262) «Условия переустройства и (или) перепланировки жилых помещений» из приложения № 1 к постановлению администрации города Мурманска от 29.05.2006 г. № 927 « О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в существующем жилищном фонде города Мурманска, и получения документа подтверждающего принятие соответствующего решения» и в соответствии с действующими Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда,  утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 которыми, не допускается пробивка проемов и расширение существующих проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных домов. Требование распространяется на здания любой этажности.

До принятия указанных поправок, администрация выдавала положительные разрешения на устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных (блочных) жилых домов, при условии разработки проекта специализированной проектной организацией и получения экспертизы по устройству проема.  Несмотря на то, что нормы и правила, которыми сегодня мотивирует свой отказ администрация города Мурманска, утверждены 27.09.2003года.

Учитывая, что значительную часть жилого фонда города Мурманска, составляют крупнопанельные и крупноблочные многоэтажные дома, проблема, с которой столкнулись жители столицы Заполярья, весьма остра и актуальна.

С 90-х годов, начался бум переустройства и перепланировок квартир, большая часть из которых на сегодняшний день является самовольной.

После принятия администрацией решения (от 16.07.2010 N 1262) об отказе в согласовании перепланировок с устройством проема у мурманчан, остался единственный выход узаконить самовольную перепланировку в судебном порядке.

Для чего собственник, обращался в проектную организацию, которая в свою очередь разрабатывала проект с усилением ранее выполненного проема, специализированная строительная организация производила ремонтные работы, в соответствии с проектом, выполнялся авторский надзор. После чего, подготавливался пакет документов (доказательств) для обращения в суд. В суде, собственник, согласно части 4 статьи 29 Жилищного Кодекса РФ, доказывал, что произведенная перепланировка квартиры, соответствуют требованиям законодательства и не нарушает права и законные интересы лиц проживающих в данном жилом доме, и не создает угрозу их жизни и здоровью.  

В городе Мурманске, судебная практика с июля 2010 года по февраль 2013 года по данной категории дел складывалась в пользу заявителей (собственников), при наличии убеждающих доказательств,  представленных в суд.

Более сотни положительных судебных решений, о сохранении жилого помещения в перепланированном виде (с устройством проема в несущей стене), было принято до сегодняшнего дня.

Положительная судебная практика, которая сложилась в нашем регионе,  резким образом изменилась. Суды, отказывают в узаконивании перепланировок.  

Более того, администрация, выявляя самовольные перепланировки, из документов, представленных собственниками в суд, выдает предписание о приведении жилого помещения в первоначальное состояние в соответствии с техническим паспортом жилого помещения, а в случае невыполнения указного требования, грозится обратиться в суд с иском о продаже с публичных торгов жилой квартиры. При этом, они не учитывают, что в случае приведения жилого помещения в первоначальное состояние восстановление целостности конструкции стен жилого дома не представляется возможным.

Таким образом, хотелось бы привлечь внимание органов местного самоуправления, органов региональной власти к данной проблеме.

При таких обстоятельствах, той ситуации, которая сложилась вокруг согласования, узаконивания перепланировок жилых помещений,  жители Мурманска, предпочтут  уйти в «тень» и самовольно, без привлечения специализированных организаций, выполнять ремонтно – строительные работы по перепланировке жилых помещений (квартир), что в свою очередь, может привести к трагическим, необратимым последствиям, угрожающим безопасности граждан проживающих по соседству с незаконными перепланировками, которые выполнены без какого – либо контроля специалистов и надзорных органов.

В данном случае, надзорным органам, органам местного самоуправления, региональным властям  было бы правильнее руководить  такими процессами, а не пускать его на самотек, а собственников загонять в тупик.  

И более того, лишать их права собственности, гарантированное Конституцией РФ, только лишь, за факт самовольной перепланировки.

Сложившаяся ситуация, не дает шансов жителям Мурманска, решать данную проблему в цивилизованном, правовом поле.

При таких обстоятельствах дела, необходимо, как минимум, внести изменения в постановление администрации города Мурманска от 29 мая 2006 г. N 927, а точнее сказать – восстановить, ранее имевший место быть, пункт 2.2  Постановления Администрации города Мурманска от 29.05.2006 N 927 (ред. от 04.05.2010) "О порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных в существующем жилищном фонде города Мурманска, и получения документа, подтверждающего принятие соответствующего решения", где допускалось: - устройство и расширение проемов во внутренних стенах 9-этажных крупнопанельных домов размером не более 1,5 м с учетом сохранности простенков не менее 600 мм при наличии разработанной проектной документации и положительного заключения по проекту ГОУ "Управление Государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области;- устройство отдельных входов с использованием выходов на лоджию и оконных проемов в наружных стенах 1-х этажей 9-этажных жилых крупнопанельных домов при возможности перевода жилых помещений в нежилые, при наличии разработанной проектной документации и положительного заключения ГОУ "Управление государственной вневедомственной экспертизы в Мурманской области».

 1.2    «Согласование проекта переустройства и (или) перепланировки в жилых домах являющихся объектами культурного наследия».

Согласно п. 6 ч. 2 ст. 26 Жилищного Кодекса Российской Федерации, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Как правило, на территории Мурманской области, предметом охраны объекта культурного, является объемная композиция в пределах капитальных стен, композиция и декор фасадов.

Проектом перепланировки квартир (жилых помещений), конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности жилого дома не затрагиваются. Не предусматривается изменение площади и (или) количества помещений выявленного объекта культурного наследия или его частей. Фасад здания не затрагивается, оконные рамы остаются с прежним  рисунком.

Каких – либо,  ремонтно-реставрационных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор -  перепланировкой  жилого помещения (квартиры) – не предусматривается, как и не предусматривается изменение площади и (или) количества помещений выявленного объекта культурного наследия или его частей, а именно – жилого многоквартирного дома.  

Жилое помещение (квартира), в которой планируется произвести ремонтные работы), не является объектом культурного наследия, а только находится в доме выявленного объекта культурного наследия.

Комитет по жилищной политике администрации города Мурманска (орган местного самоуправления, осуществляющий согласование перепланировки квартиры), готов согласовать проект перепланировки и выдать разрешение на проведение работ.

Но, Комитет по культуре и искусству Мурманской области, сообщает,  о необходимости разработки проекта перепланировки жилого помещения (квартиры) специализированной проектной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, с последующим проведением историко – культурной экспертизы.

Комитет по культуре и искусству Мурманской области, выдвигает следующие требования к проекту перепланировки квартиры:

1. Сведения о проектной организации (физического лица): Обязательное условие – наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации (Основание: п. 48 ч. 1 ст. 12, Федерального Закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

2. Сведения о производственной организации: Обязательное условие – наличие лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации (Основание: п. 48 ч. 1 ст. 12, Федерального Закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

3. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия (в целом, этапы, локальные работы): Документация выполняется на локальные работы, связанные с изменением объема и количества помещений объекта (части объекта) культурного наследия. Состав и содержание проектной документации для работ по сохранению объекта культурного наследия должны быть разработаны с учетом ГОСТ Р 55528-2013.

4. Научный отчет: Лицо, осуществляющее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения производственных работ представляет в орган государственной власти, выдавший разрешение на проведение работ по сохранению,  отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах, фиксирует и дает оценку соответствия выполненных работ, в том числе: фотографические материалы, характеризующие памятник до начала, в процессе и после завершения работ на объекте;  выводы о результатах работ по сохранению объекта культурного наследия и рекомендации по функциональному использованию и технической эксплуатации объекта культурного наследия.  

5. Порядок и условия согласования научно-проектной документации с указанием инстанций и организаций: в установленном законом порядке, в т.ч. обязательно: - получение заключения государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;- согласование проектной документации с Комитетом по культуре и искусству Мурманской области в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».  

6.  Требования по научному руководству, авторскому и техническому надзору, с указанием продолжительности. Необходимость привлечения для консультаций высококвалифицированных специалистов и ученых:Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ. Предоставить копии договоров на осуществление авторского и технического надзора в Комитет по культуре и искусству Мурманской области.

7.  Дополнительные требования и условия: - все производственные работы на объекте культурного наследия проводятся на основании разрешения, выданного Комитетом по культуре и искусству Мурманской области;- после проведения ремонтных работ, утверждения Комитетом по культуре и искусству Мурманской области отчетной документации вместе с научным отчетом, необходимо сдать ремонтные работы с оформлением акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Таким образом, сроки разработки проекта, составляют более 6 месяцев, а стоимость проекта, со всеми перечисленными выше согласованиями от 150 000 рублей.  

Учитывая, что жилое помещение (квартира), в которой планируется произвести ремонтные работы (перепланировку), не является объектом культурного наследия, а только находится в доме выявленного объекта культурного наследия, требования Комитета по культуре и искусству Мурманской области необоснованны и неправомерны.

Комментарии

Чтобы добавлять комментарии необходимо авторизоваться на сайте.
13 марта 2017
Сергей
Идея отличная - разрешить перепланировку с проемом в несущей стене, тк большинство нашего жилфонда - панельные дома с микрокухнями, в итоге большинство людей, зная что проем в несущей стене не узаконить, делают его, порой даже не укрепляя, тк не имеют понятия о том, что и как делать. Если людям дать возможность узаканивать проемы в несущих стенах с помощью проектных организаций, которые сделают расчеты и авторский надзор, то это будет намного безопаснее, чем обстоит сейчас ситуация с проемами в несущих стенах
14 марта 2017
Надежда
Что касается проемов, в несущих стенах крупнопанельного жилого дома.
Никто не хочет брать на себя ответственность.
«Высосали из пальца», Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170.
Постановление 2003 года, а разрешение на пробивку проемов, выдавалось почти до 2011, где раньше были «чудо – юристы», нашедшие п. 4.2.4.9 Правил.
Раньше, согласовывали проемы, получали разрешение, проводили экспертизу, выполняли работы по усилению. Все законно, прозрачно и самое главное – безопасно.
Теперь, полный запрет. А проемы в несущих стенах как делали, так и делают, только теперь без проекта, усиления и экспертизы.
Чуть, что случится – никто не виноват…
Как сказано в обращении: « …В данном случае, надзорным органам, органам местного самоуправления, региональным властям было бы правильнее руководить такими процессами…»
Считаю необходимым, навести порядок в этой сфере, установить «правила игры», при каких условиях допустимо устройство проемов (проект, экспертиза).
Полным запретом, проблему не решить.

На вопрос, быть или не быть проемам в Мурманске, отвечаю - БЫТЬ!
22 марта 2017
<Без имени>
Ага, пишите пишите, можно подумать тут кто-то вас читает. Я купила квартиру уже с проёмом, как порядочный человек хотела узаконить, пришла к адвокату и узнала что узаконить существующий проём НЕВОЗМОЖНО, ни администрация не согласует перепланировку, ни суд. Причем буквально пару лет назад можно было узаконить через суд, а сейчас суды отказывают по негласному распоряжению администрации. В других регионах можно, а в Мурманске нельзя, о как! А ещё мою квартиру продадут с публичных торгов если в администрации узнают что у меня проём! Хорошо что сначала сходила к адвокату на консультацию, а не сразу пошла в администрацию, ещё не хватало квартиры лишиться из-за проёма! А вывод напрашивается один - администрацию города не волнуют проблемы горожан, живите люди в своих клетушках как хотите, даже если хочешь сделать перепланировку безопасной и законной - нельзя! Да, и почему-то я уверена, что у всей администрации города и у всех наших судей перепланировки их квартир узаконены...
24 марта 2017
Проект vk.com/oooprojekt
Положения статей 25-28 Жилищного кодекса РФ, пункта 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170,  не запрещают предусматривать архитектурно-конструктивное решение с устройством дополнительных проемов в несущих стеновых панелях крупнопанельных жилых домов. Также, не исключают возможность и не дают запрета на устройство проемов Ведомственные строительные правила (ВСН 58-88р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» утвержденных Приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312. Согласно пункту 3 части 5 указанного Положения, при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение надстроек, а при наличии необходимости – их частичная разборка.
24 марта 2017
Проект vk.com/oooprojekt
ЧТО КАСАЕТСЯ, ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ...

Для объектов культурного наследия в соответствии со статьей 44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» вместо проекта переустройства и (или) перепланировки в многоквартирном доме представляется проект приспособления для современного использования.

ЕСЛИ:

помещение является мемориальной квартирой или комнатой в мемориальной квартире;
помещение является квартирой или комнатой, планировочная структура и (или) облик и интерьер которой относятся к особенностям объекта культурного наследия, составляющим его предмет охраны и подлежащим обязательному сохранению;
производство работ по переустройству и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме оказывает влияние на общее имущество в многоквартирном доме - памятнике, составляющее его предмет охраны и подлежащее обязательному сохранению;
производство работ по переустройству и (или) перепланировке комнаты, квартиры, дома - памятника изменяет размеры, пропорции и параметры такого дома: его высоту, этажность, угол и (или) внешний вид кровли или крыши (в том числе устройство (ликвидация) мансард, окон, веранд, террас, навесов), количество и (или) форму оконных и дверных проемов в наружных стенах дома (в том числе устройство (ликвидация) наружных тамбуров, крылец, витрин), цветовые решения и (или) внешний облик наружных стен дома (в том числе устройство (ликвидация) лоджий, балконов, элементов фасадного декора), установку кондиционеров и иного навесного оборудования (за исключением случаев их размещения на дворовых фасадах).

http://mgi.mos.ru/pereplanirovka/kakoformit/
Показать ещё
 
AA